Preview

Известия КГТУ

Расширенный поиск

Целесообразность создания крупнотоннажных судов промыслового флота для ведения экспедиционного промысла в Атлантическом океане

https://doi.org/10.46845/1997-3071-2024-73-97-110

Аннотация

В настоящее время широко известными считаются две основные формы ведения промысла – автономная и экспедиционная. Экспедиционная форма ведения промысла была популярна во времена Советского Союза. Однако, учитывая экономические изменения после распада СССР, от экспедиционной формы промысла решили отказаться, т. к. большая часть промысловых судов перешла в коммерческие организации, а плавучие рыбоперерабатывающие базы сильно устарели и были списаны. Эксплуатируемые сегодня большие морозильные рыболовные траулеры (далее БМРТ), построенные во времена СССР, продолжают вести автономный промысел в отдаленных районах Атлантического океана и самостоятельно доставляют готовую продукцию на берег. В настоящей работе рассматривается целесообразность возвращения к экспедиционной форме ведения промысла, при которой добыча и переработка рыбы выполняются судами типа БМРТ, а доставка готовой продукции на берег осуществляется транспортными рефрижераторами (далее ТР). Для определения целесообразности использования ТР необходимо оценить экономические показатели БМРТ при автономной форме промысла, а также рассмотреть экономические показатели от совместной эксплуатации БМРТ и ТР. В качестве промысловых рассматриваются Северный, Центральный и Юго-восточный районы Атлантического океана. Расчетными портами приписки определены Мурманск и Калининград, т. к. иностранные порты закрыты вследствие санкций. В статье рассматривается расчет экономических показателей ведения автономного промысла БМРТ типа «Пулковский меридиан», а также ведения экспедиционного промысла несколькими БМРТ с передачей готовой продукции на ТР типа «50 лет СССР». Экономический расчет выполняется по основным показателям доходов и расходов обоих судов за один рейс и за эксплуатационный период. По результатам анализа выполненных расчетов производится постановка задачи на проектирование судов для обеспечения лучших экономических показателей рыбного промысла в Атлантическом океане.

Об авторах

В. А. Белоусов
Калининградский государственный технический университет
Россия

Виктор Андреевич Белоусов, аспирант кафедры судостроения, судоремонта и морской техники

Калининград



Д. Н. Дмитриев
Калининградский государственный технический университет
Россия

Дмитрий Николаевич Дмитриев, аспирант кафедры судостроения, судоремонта и морской техники

Калининград



Е. А. Чуреев
Калининградский государственный технический университет
Россия

Евгений Андреевич Чуреев, заместитель директора Научно-исследовательского центра судостроения ФГБОУ ВО «КГТУ»

Калининград



С. В. Дятченко
Калининградский государственный технический университет
Россия

Сергей Васильевич Дятченко, доктор технических наук, профессор кафедры судостроения судоремонта и морской техники

Калининград



Список литературы

1. Конвенциальные районы вне ИЭЗ рыболовства в Атлантическом океане и Южной Пацифике как перспектива развития отечественного рыболовства / С. М. Касаткина [и др.] // Материалы АтлантНИРО. URL: http://atlant.vniro.ru (дата обращения: 01.12.2023).

2. Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана. URL: https://docs.cntd.ru/document/901880160?marker (дата обращения: 01.12.2023).

3. South Atlantic Fishery Management Council. Fish rules. URL: https://safmc.net/regulations/ (дата обращения: 01.12.2023).

4. Northwest Atlantic Fisheries Organization. Convention. URL: https://www.nafo.int/ (дата обращения: 01.12.2023).

5. Флот рыбной промышленности: справочник типовых судов / под ред. Б. А. Антипова. М.: Транспорт, 1990. 381 с.

6. Иванов В. П. Оптимизационное проектирование рыболовных судов: учеб. пособие. Калининград: Издательство КГТУ, 2005. 190 с.

7. Иванов В. П. Технико-экономические основы создания рыболовных судов: учебник. Калининград: Издательство БГАРФ, 2010. 275 с.

8. ГКУ КК «Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр». Обзор мирового и российского рынков рыбы и морепродукции по состоянию на 05.12.2023 год. URL: http://www.kaicc.ru/ceny-na-myaso-i-moloko/obzor-rynka-ryby-po-44 (дата обращения: 07.12.2023).

9. Тарифы страховых взносов. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/insprem/ (дата обращения: 07.12.2023).

10. Степанова Л. А. Экономические обоснования при проектировании судов: учеб. пособие. Калининград: Издательство КГТУ, 2002. 47 с.

11. Судовое дизельное топливо. URL: http://oil.krab.ru/oil_table/94/ (дата обращения: 01.12.2023).

12. Флотский мазут. URL: https://toplivo777.ru/katalog/mazut (дата обращения: 01.12.2023).

13. Бронников А. В. Проектирование транспортных судов: учебник. Ленинград: Судостроение, 1991. 320 с.

14. Раков А. И., Севастьянов Н. Б. Проектирование рыболовных судов: учебник. Ленинград: Судостроение, 1981. 376 с.

15. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ в порту г. Мурманска. URL: https://mmrp.ru/services/tarify/214/ (дата обращения: 05.12.2023).

16. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ в Калининградском морском порту. URL: https://www.kscport.ru/index.php/ru/uslugi (дата обращения: 05.12.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Белоусов В.А., Дмитриев Д.Н., Чуреев Е.А., Дятченко С.В. Целесообразность создания крупнотоннажных судов промыслового флота для ведения экспедиционного промысла в Атлантическом океане. Известия КГТУ. 2024;(73):97-110. https://doi.org/10.46845/1997-3071-2024-73-97-110

For citation:


Belousov V.A., Dmitriev D.N., Chureev E.A., Dyatchenko S.V. Feasibility of creating large-tonnage vessels of the fishing fleet for distant-water fishery in the Atlantic Ocean. KSTU News. 2024;(73):97-110. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/1997-3071-2024-73-97-110

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1997-3071 (Print)