Preview

Известия КГТУ

Расширенный поиск

Влияние модернизации оконечностей корпуса парома на мореходные качества

https://doi.org/10.46845/1997-3071-2023-71-117-130

Аннотация

   По причине растущей тенденции устаревания флота, обслуживающего паромные переправы, имеется большая необходимость в проектировании новых судов данного типа или модернизации существующих проектов. Так, согласно анализу Регистровой книги Федерального автономного учреждения «Российского классификационного общества» (РКО), за минувшие 10 лет было спущено на воду всего 3 парома на 115 паромных переправ внутренних водных путей Российской Федерации (ВВП РФ). В связи с этим статья посвящена обоснованию модернизации среднемагистрального автомобиле-пассажирского парома для ВВП РФ, а также ее влиянию на мореходные качества. Рассматриваемая модернизация проводится на базе новейшего среднемагистрального автомобильно-пассажирского парома, строящегося на территории Российской Федерации для нужд паромной переправы «Балтийск–Балтийская коса». Выбранный прототип имеет характерные для данного типа судов обводы, достаточную грузовместимость и другие особенности. Вместе с тем данный проект имеет и ряд отрицательных факторов, влияющих на мореходные качества. На основании описанных отрицательных качеств судна-прототипа спроектирован теоретический чертеж модернизированного судна. Влияние модернизации теоретического чертежа на мореходные качества определялось путем испытания физических моделей судна-прототипа и модернизированного судна в опытовом бассейне Научно-исследовательского центра судостроения Калининградского государственного технического университета (НИЦС КГТУ). Исследования проводились на тихой воде, на скоростях, эквивалентных эксплуатационным скоростям натурного судна. Вместе с тем во время модельных испытаний были осуществлены заезды на встречном регулярном волнении с характеристиками волн, определяемыми Российским классификационным обществом. По результатам описанных заездов определен ряд преимуществ модернизированного судна в сравнении с его прототипом.

Об авторах

В. А. Белоусов
Калининградский государственный технический университет
Россия

Виктор Андреевич Белоусов, инженер-конструктор

Научно-исследовательский центр судостроения

Калининград



С. В. Дятченко
Калининградский государственный технический университет
Россия

Сергей Васильевич Дятченко, доктор технических наук, доцент

кафедра судостроения, судоремонта и морской техники

Калининград



Список литературы

1. Регистровая книга Российского классификационного общества : справочник. Москва, 2023. 6764 с.

2. Техническое задание на ОКР «Создание среднемагистрального автомобильно-пассажирского экологически чистого парома на электроходу». Москва: МинПромТорг РФ, 2019. 11 с.

3. Правила классификации и постройки судов. Часть 0 «Классификация» // Российское классификационное общество. Москва, 2019. URL: https://rfclass.ru/assets/Uploads/PKPS.pdf?t=321 (дата обращения: 18. 05. 23).

4. Курдюмов В. А., Тряскин В. Н., Хейсин Д. Е. Определение ледовой нагрузки и оценка ледовой прочности корпусов транспортных судов // Труды ЛКИ: Ледо-проходимость и ледовая прочность морских судов. 1979. С. 3–12.

5. Построение теоретического чертежа корпуса судна : учеб. пособие / Н. А. Мытник [и др.]. Комсомольск-на-Амуре: КнАПИ, 1992. 86 с.

6. Методические рекомендации по устройству, ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов : отраслевой дорожный методический документ // Москва: Федеральное дорожное агентство (РосАвтоДор), 2013. 144 с.

7. 204-ЛМКС.000.001-МИ «Буксировочные испытания моделей судов. Методика». Калининград: ФГБОУ ВО «КГТУ», 2019. 48 с.

8. ITTC – Recommended Procedures and Guidelines. Testing and Extrapolation Methods Resistance. Resistance Test № 7.5-02-02-01. International Towing Tank Conference. 2002. 11 c. URL: https://ittc.info/media/1816/75-02-02-01.pdf. (дата обращения: 12. 05. 23).

9. Тензодатчики для экспериментальных исследований / Н. П. Клокова [и др.]. Москва: Машиностроение, 1972. 152 с.

10. 204-11-ЛМКС.000.030.ПС «Комплексы измерительно-вычислительные MIC. Руководство по эксплуатации». Мытищи: НПП «Мера», 2014. 146 с.

11. Белоусов В. А. Проект модернизации среднемагистрального автомобиле-пассажирского парома. Магистерская диссертация. Калининград, 2023. 234 с.

12. Справочник по теории корабля : в трех томах. Том 1. Гидромеханика. Сопротивление движению судов. Судовые движители / под ред. Я. И. Войткунского. Л.: Судостроение, 1985. 768 с.

13. Методика тарировки модели судна для опытов с продольной качкой : инструкция // Калининград: Научно-исследовательский центр судостроения ФГБОУ ВО «КГТУ», 2017. 4 с.

14. Технический отчет по результатам модельных испытаний парома. ОКР «Создание среднемагистрального автомобильно-пассажирского экологически чистого парома на электроходу, шифр «ЭКО-Паром». Калининград: Научно-исследовательский центр судостроения ФГБОУ ВО «КГТУ», 2020. 76 с.


Рецензия

Для цитирования:


Белоусов В.А., Дятченко С.В. Влияние модернизации оконечностей корпуса парома на мореходные качества. Известия КГТУ. 2023;(71):117-130. https://doi.org/10.46845/1997-3071-2023-71-117-130

For citation:


Belousov V.A., Dyatchenko S.V. Influence of modernization of the ends of the ferry hull on seaworthiness. KSTU News. 2023;(71):117-130. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/1997-3071-2023-71-117-130

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1997-3071 (Print)